Граждане не будут производить поверку счетчиков

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «Российской газете» рассказал о планах освободить население от обязанности следить за корректностью показаний приборов учета коммунальных ресурсов.

«Сейчас ситуация с бытовыми счетчиками вывернута наизнанку. Это как если бы у вас существовала обязанность приходить на рынок со своими весами, да еще выслушивать требования продавца, чтобы ваши весы были поверены…», — сообщил он.

«Поэтому вместе с Минпромторгом, Минстроем и Минэкономразвития мы будем в этом году инициировать поправки, которые полностью освободят граждан от того, что уже известно как “поверочное рабство”», — сказал господин Абрамов. Единственное, что в случае принятия поправок потребуется от собственников или арендаторов жилья, — обеспечить доступ к внутридомовым счетчикам для специалистов ресурсоснабжающей или управляющей компании.

С 1 июля 2020 года обязанности по учету электроэнергии в многоквартирных домах возлагаются на гарантирующих поставщиков, а для остальных потребителей — на электросетевые компании. Расходы на приобретение, установку, замену приборов учета и другого необходимого оборудования будут включены в тарифы гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний.

Ранее сообщалось, что Минстрой хочет сделать «умные счетчики» обязательными с 2019 года.

«Умные» счетчики электричества: сберегут ли они ваши деньги?

«>

Поверочное рабство отменят

Первый шаг к отмене поверочного рабства сделан: недавно принят закон об интеллектуальном учете электроэнергии — новые счетчики будут проверять сами поставщики ресурса. А что со счетчиками воды? Все останется по-прежнему?

Алексей Абрамов: Позиция Росстандарта — такие же решения, как по электросчетчикам, нужно принимать последовательно по всем направлениям учета коммунальных ресурсов. То есть и по воде, и по теплу, и по газу.

Сейчас ситуация с бытовыми счетчиками вывернута наизнанку. Это как если бы у вас существовала обязанность приходить на рынок со своими весами, да еще выслушивать требования продавца, чтобы ваши весы были поверены… Нет, точность показаний должен обеспечивать поставщик — достаточно, что потребитель платит за потребляемые ресурсы.

Поэтому вместе с минпромторгом, минстроем и минэкономразвития мы будем в этом году инициировать поправки, которые полностью освободят граждан от того, что уже известно как «поверочное рабство» — обязанности следить за корректностью показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Единственное, что в случае принятия поправок потребуется от собственников или арендаторов жилья, — обеспечить доступ к внутридомовым счетчикам для специалистов ресурсоснабжающей или управляющей компании.

Вы уже провели эксперимент по централизованной поверке водосчетчиков. Что он показал и кого в итоге все же обяжут проводить поверки — УК или поставщиков ресурсов?

Алексей Абрамов: Эксперимент затронул небольшое количество многоквартирных домов в трех городах. Хотя централизованная поверка водосчетчиков, на наш взгляд, была бы удобнее и выгоднее потребителям, мы убедились, что жители многоквартирников еще не готовы самоорганизовываться и обращаться за таким форматом обслуживания.

А значит, здесь нужны государственные решения, тем более что трудно будет наладить такое взаимодействие без участия ресурсоснабжающих организаций. Кстати, такой подход был бы выгоден и им, потому что это вопрос экономии. Но все ли водоканалы сегодня смогут это взять на себя? Словом, конкретные механизмы перераспределения функций по поверке счетчиков еще будем обсуждать, в том числе с минстроем. И мы планируем эту работу проводить в текущем году.

Медиумы и маги останутся без документов

Сейчас можно получить сертификат по астрологии, хиромантии и другим достаточно спорным услугам. И все эти системы сертификации есть в реестре Росстандарта, что делает их вполне легальными и даже официальными. В Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, который меняет уведомительный порядок регистрации таких систем на разрешительный. Какие требования вы к ним предъявите?

Алексей Абрамов: Действительно, сегодня юридически мы не можем отказать в регистрации таких систем, на это просто нет оснований. Нам не хватает внятных правил работы в добровольном подтверждении соответствия. И когда я говорю «нам», я имею в виду не столько нас, регулирующий орган, сколько потребителей всех тех товаров и услуг, которые легализуются на рынке благодаря действующему порядку сертификации. На практике рано или поздно находятся умники, которые используют это в корыстных и даже противоправных целях, умудряясь при этом прикрываться именем государства. При этом существующее положение дел не мешает нам с вами прийти к ситуации полного абсурда, когда на гербовой бумаге начнут сертифицировать не только медиумов и магов, но даже то, что противоречит нормам морали или прямо запрещено законом. Убежден, что все это должно отсекаться еще на этапе экспертизы заявленных к регистрации систем. И уже на основе этой экспертизы — приниматься решение о регистрации или отказе в ней.

А что делать с теми двумя тысячами добровольных систем, которые уже зарегистрированы в госреестре?

Алексей Абрамов: Владельцам таких систем будет дан год на то, чтобы пройти перерегистрацию по новым правилам.

Это позволит в том числе определить, какие из этих систем реальные, «живые», имеют оригинальные требования. Под «оригинальными» нужно понимать не то, что они взяты с потолка и в целом довольно экзотичны, а что они отвечают потребностям отраслей экономики и запросам участников рынка.

Реальное право на ГОСТ имеет почти тысяча товаров

Вы уже, наверное, начали повторные проверки продукции, которая получила знак НСС. Что они показывают?

Алексей Абрамов: За полтора года в Национальной системе сертификации (НСС) зарегистрирована почти тысяча наименований продукции. По условиям НСС проверки по каждому наименованию проходят не реже раза в год. И наши результаты подтверждают, что производители «держат марку». Никто из них пока не допустил нарушений.

А кто эти производители?

Алексей Абрамов: Это просто добросовестный бизнес, который хочет получить конкурентное преимущество на рынке через доверие потребителей.

Мы не гонимся за количеством записей в реестре. Знак национальной системы стандартизации должны получать действительно достойные и проверенные поставщики. Поэтому мы будем отслеживать и очень щепетильно относиться к попыткам «решить вопрос» с его присвоением без проведения испытаний.

За время реализации проекта мы смогли донести нашу идеологию. Объяснить, зачем НСС нужна и чем выгодна производителям, потребителям и государству — как регулятору и контролеру. Сейчас проект «созрел» для своего законодательного закрепления. В законопроекте о сертификации, о котором мы здесь уже говорили, как раз устанавливается правовой статус Национальной системы сертификации.

Что будет за ГОСТы на товарах не по ГОСТу

Но до сих пор нет ответственности за использование знака ГОСТ на товарах, которые в реальности сделаны не по ГОСТам. Вы будете предлагать ввести отдельный состав правонарушения за это?

Алексей Абрамов: Да, мы видим необходимость введения отдельного состава административного правонарушения в КоАП об ответственности за недостоверную маркировку ГОСТами. И считаем необходимым наделение Росстандарта соответствующими контролирующими полномочиями.

Поправки полностью освободят граждан от «поверочного рабства» — обязанности следить за корректностью показаний приборов учета коммунальных ресурсов

Наши предложения будут направлены в ближайшее время в правительство в общем пакете с другими нашими инициативами, в том числе теми, о которых я уже сказал, к примеру, для борьбы с недоливом топлива. Все они поддержаны госкомиссией по противодействию контрафакту на рынке, которую возглавляет глава минпромторга Денис Мантуров.

Кроме того, мы договорились с коллегами из Роспотребнадзора о совместной работе в рамках межведомственного взаимодействия по пресечению нарушений и злоупотреблений на рынке.

Какие санкции вы здесь считаете достаточными?

Алексей Абрамов: Это должен быть оборотный штраф от 1 процента от годовой выручки компании-нарушителя и 3 процента при повторном нарушении.

Практика оборотных штрафов в сфере технического регулирования и обращения продукции на рынке уже есть, и ее надо расширять. Когда в 2018 году средний штрафной чек на топливном рынке вырос с 60 тысяч до 560 тысяч рублей, это заставило многих владельцев АЗС задуматься, стоит ли нарушать в принципе. При этом доля некондиционного топлива снизилась на рынке в два раза. Мы лишний раз убедились: до тех пор, пока санкции не привязаны к выручке, неадекватно низкие штрафы не могут исправить ситуацию коренным образом. Особенно в условиях жестких ограничений для контролирующих органов, которые сейчас установлены. Мы не так часто вмешиваемся в хозяйственную деятельность на рынке, чтобы при этом еще гладить нарушителя по голове и говорить: ты, мол, штраф в 10 тысяч заплати, и мы больше к тебе претензий не имеем.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *