Оформить самострой, дачи и земельные участки нужно до 1 января 2019 года

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон пришел на смену Федеральному закону №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 года и вступает в силу с 1 января 2019 года. В связи с принятием нового закона собственники садовых и дачных участков – члены и председатели ранее созданных СНТ, ДНП и т. д. – озадачились вопросом необходимости перехода на новую форму – ТСН.

Согласно принятому 217-ФЗ, садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), созданные до дня вступления в силу данного закона, должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие. Такое преобразование, а также приведение в соответствие учредительных документов необходимо провести при первом изменении учредительных документов.

Особо стоит отметить, что до вступления в силу нового закона, то есть до 1 января 2019 года, привести Устав СНТ в соответствие с новым законом нельзя, так как закон еще не вступил в силу. До этого срока можно провести только подготовительную работу по приведению Устава в соответствие.


Согласно новому закону, садовое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Поэтому производить «переименование» с СНТ на ТСН не требуется. Тем не менее учредительные документы с 1 января 2019 года необходимо привести в соответствие с новым законом.

Таким образом, с 1 января 2019 года ранее созданные СНТ по-прежнему продолжают спокойно функционировать. Учредительные документы можно в плановом порядке привести в соответствие. При этом учредительные документы таких СНТ с 1 января 2019 года до приведения их в соответствие с новым законом действуют в части, не противоречащей новому закону.

Отвечает заместитель директора по строительству компании «Удача» Илья Титенков:

Члены СНТ не обязаны менять организационно-правовую форму созданного объединения граждан. Изменение вида СНТ на ТСЖ не является его реорганизацией, соответственно, изменение аббревиатуры СНТ на ТСН является правом, а не обязанностью некоммерческого объединения граждан при соблюдении одновременно обоих установленных законом условий.

Новый закон («О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который вступит в силу 1 января 2019 года, устанавливает, что в случае, если на всех земельных участках, расположенных на территории садоводства, имеются жилые дома, само товарищество находится в границах населенного пункта, а также некоммерческое объединение соответствует нормам жилищного законодательства РФ, то изменения вида товарищества происходят без изменения организационно-правовой формы товарищества.

Сама реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных статьей 54 указанного закона.


Отвечает адвокат, член московского центрального филиала (МЦФ) Московской областной коллегии адвокатов (МОКА) Любовь Киселева:

Федеральным законом №99-ФЗ от 05 мая 2014 года были внесены значительные изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, в том числе и введены новые наименования для обозначения организационно-правовых форм юридических лиц. В частности, вновь создаваемые садовые некоммерческие товарищества теперь должны содержать сведения об их наименовании, включающие слова «товарищество собственников недвижимости».

Для ранее созданных организаций в форме садового товарищества не требуется срочная перерегистрация для приведения в соответствие с новым названием организационно-правовой формы. Это можно будет сделать одновременно с любым плановым изменением учредительных документов. Внесение изменений в наименование юридического лица госпошлиной не облагается.

Приступить к строительству жилого дома возможно было только после получения разрешения на строительство (реконструкцию) от органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок (до 04.08.2018 года), либо с 04.08.2018 года – после соблюдения процедуры уведомления уполномоченного органа местного самоуправления о планируемом строительстве.

Право застройщику осуществлять строительство объекта индивидуального жилищного строительства дает получение застройщиком от уполномоченного органа местного самоуправления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо не направление указанными органами в установленный срок уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 — 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется:
— направление в орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, садового дома. Получение уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров жилого дома, садового дома установленным параметрам и допустимости размещения жилого дома, садового дома на земельном участке либо неполучение такого уведомления в установленный законом срок — считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции жилого дома, садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию жилого дома, садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение 10 лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве;
— в случае строительства или реконструкции жилого дома, садового дома, застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции жилого дома, садового дома, подает в уполномоченные органы местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции жилого дома, садового дома.
В свою очередь, уполномоченный орган местного самоуправления в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции жилого дома, садового дома и при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных жилого дома, садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие жилой дом, садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции жилого дома, садового дома, представленный застройщиком технический план, сведения об оплате застройщиком государственной пошлины за регистрацию права).
В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *